Кру́пская Надежда Константиновна (1869-1939), политический деятель, почётный член АН СССР (1931). Жена В. И. Ленина. Член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». С 1917 член коллегии, с 1929 заместитель наркома просвещения РСФСР. С 1920 председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. С 1927 член ЦК ВКП(б). Труды по педагогике, истории партии.
* * *
КРУПСКАЯ Надежда Константиновна - КРУ́ПСКАЯ Надежда Константиновна (1869-1939), советский политический деятель, почетный член АН СССР (1931). Жена В. И. Ленина (см. ЛЕНИН Владимир Ильич) . Член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». С 1917 член коллегии, с 1929 заместитель наркома просвещения РСФСР. С 1920 председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. Член ЦКК с 1924, член ЦК партии с 1927. Труды по педагогике, истории КПСС.
* * *
КРУ́ПСКАЯ Надежда Константиновна [14 (26) февраля 1869, Санкт-Петербург - 27 февраля 1939, Москва], жена В. И. Ленина (см. ЛЕНИН Владимир Ильич), советский политический деятель, занималась вопросами педагогики. После венчания взяла официально фамилию мужа (Ульянова), но всегда выступала под своей девичьей.
До революции
Из бедной дворянской семьи. Отец - офицер (умер, когда Крупской было 14 лет), мать - бывшая гувернантка.
Крупская училась в Петербурге в частной гимназии княгини Оболенской, дружила с А. Тырковой-Вильямс, будущей женой П. Б. Струве (см. СТРУВЕ Петр Бернгардович). Окончила гимназию с золотой медалью, увлекалась Л. Толстым (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), была «толстовкой». В гимназии подрабатывала уроками. Училась на Бестужевских курсах.
С 1891 по 1896 год занималась с рабочими в воскресных школах и на рабочих курсах. Крупская становится марксисткой, участвует в создании «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году арестована и выслана на 3 года в село Шушенское Минусинского округа. Там выходит замуж за В. И. Ленина. Член РСДРП(б) с 1898 г. В 1901-1905 и с 1908 по 1917 годы в эмиграции (секретарь партийных изданий и помощник Ленина).
В эмиграции много изучает и конспектирует литературу по педагогике. Сохранилось 27 тетрадей ее конспектов различных зарубежных теоретиков педагогики. Работает над книгой «Народное образование и демократия», вышедшей осенью 1917. В ней изложена главная теоретическая идея Крупской о необходимости «трудового метода обучения», важности «производительного труда» в школе как экономически необходимого для страны. Эти постулаты станут базой для реализации программы большевиков в области реформы школы. Педагогического обоснования самих постулатов в работе нет. Идейный пафос работ Крупской направлен против либералов-кадетов, стремившихся реформировать школу, превратить ее в социальный институт гражданского общества, в котором не власть реализует свои политические цели, а общество заказывает объем и качество необходимого образования. Эта идея Крупской сыграла роковую роль в разрушении российской школьной системы. Ее используют пролеткультовско-анархистские деятели в попытках изменить представление о школе как социальном институте трансляции знаний подрастающему поколению. Особо радикальные намерения пролеткультовско-анархистских деятелей превратить школу в «средоточие жизни в целом», в некое «детское царство» Крупская не поддерживала. Однако идеи единой трудовой политехнической школы, по сути своей либеральные, трактовала упрощенно. Ее идея производительного труда школьников как экономической необходимости для страны способствовала формированию тоталитарного характера советской власти и ее образовательной системы.
После Октября
В ноябре 1917 года становится правительственным комиссаром и членом Государственной комиссии по просвещению. Заведовала внешкольным отделом Наркомпроса (народного комиссариата просвещения). В апреле 1918 Крупская назначена заместителем наркома просвещения, однако, уже в мае отказалась от этого поста. Инициировала создание и возглавила Главполитпросвет, в котором сосредоточила организацию идеологической и политической пропаганды идей советской власти.
В 1919 участвовала в подготовке программы РКП(б), способствовавшей возвращению школе идеологических функций, а знаниям - политического характера. В этом смысле она является основоположником советской педагогики формирования личности нового социалистического общества, инварианта авторитарной традиционной школы. Советская школа откажется от либеральных представлений о ней как образовательном центре, обеспечивающем учащегося объективными и независимыми знаниями. Крупская была инициатором чистки школьных библиотек как председатель Центральной библиотечной комиссии Наркомпроса РСФСР, курировала списки запрещенных книг.
В 1920-е годы Крупская возглавляет научно-педагогическую секцию Государственного Ученого Совета, является членом редколлегий многих педагогических журналов. Председатель общества педагогов-марксистов при Коммунистической Академии. С 1924 - член ЦК РКП(б), с 1927 - член Центральной контрольной комиссии, член ВЦИК и Совета культурного строительства при Президиуме ВЦИК.
В 1929, после отставки Луначарского (см. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич) становится заместителем наркома по просвещению. Возглавляет Библиотечное управление Наркомпроса.
Участник всех партийных съездов. Известен ее конфликт со Сталиным в период болезни Ленина в 1922-1923 гг. В 1925-1926 гг. входила в зиновьевско-каменевскую оппозицию (так называемую «новую (см. НОВАЯ ОППОЗИЦИЯ)» - выступали за опору на зажиточных крестьян, утверждали невозможность построения социализма в одной стране; после поражения на XIV съезде партии объединились с Троцким, но Крупская из группы вышла). Не поддерживала сталинский террор, лично заступаясь за Н. И. Бухарина (см. БУХАРИН Николай Иванович), И. А. Пятницкого (см. ПЯТНИЦКИЙ Иосиф Аронович) и др. Большое внимание уделяла пропаганде идей Ленина. В 1935 награждена орденом Ленина. Присуждена степень доктора педагогических наук без защиты диссертации. Почетный член АН СССР (1931).
Умерла на следующий день после своего 70-летнего юбилея от неясного желудочного заболевания. Существует мнение, что отравлена Сталиным. Похоронена у Кремлевской стены.